Церковь Святой Пуденцианы. Римская мозаика начала V века

Первая известная христианская церковь Рима. Считается она и первой папской резиденцией, которая основана здесь в 145 году папой Пием Первым (140-155 гг.). Однако раскопки тут до сих пор не закончены. Известно только что под уровнем пола базилики, на глубине девяти метров, спит дом апостола из семидесяти. А мощи апостола Пуда и его сыновей Новатуса и Тимофея покоятся под алтарем храма, там же, где и частицы его дочери — святой Пуденцианы.

Алтарь церкви святой Пуденцианы

Христианская церковь еще в самом начале своего существования назначила семь нотариусов, соответственно районам Рима. Эти летописцы вели историю церкви, и церковь Святой Пуденцианы — один из немногих бесспорных ранних памятников. Он называется во многих источниках «первой из церквей Рима». Так до наших дней дошло предание и о том, что апостолы Петр и Павел бывали в доме сенатора Пуденция. Семья высокопоставленного чиновника знатной фамилии приняла христианство и, рискуя жизнью, начала милосердно заботиться о сестрах и братьях по вере, а также хоронила мучеников по христианскому обряду. Важно отметить, что культ умерших душ, под чьим глубочайшим влиянием находилась римская культура с момента возникновения, не дозволял оставлять тела без погребения. Таким образом немаловажная часть древних верований была все же включена в систему нового мировоззрения.

В церкви Пуденцианы, в левом нефе, таится мраморный колодец, к которому подводят группы и заявляют что в нем «прятали тела христианских мучеников перед захоронением» или «в котором прятались христиане от преследований». На самом деле этот колодец ведет в систему помещений того самого жилого дома Пуденция, в котором по преданию около 50 года нашей эры бывали апостол Петр и апостол Павел.

Согласно исследованиям ученых, «дом Пуда» относится ко II веку нашей эры. По крайней мере удалось дать точную датировку стенам терм, которые включены в постройку. Стены здания справа построены в период правления императора Адриана (117-138), о других невозможно утверждать что-либо с уверенностью, но вполне вероятно, что городская вилла существовала здесь намного ранее. Важно отметить, что Рим во всем чтил традицию, и изменения, которые произошли в типологии жилища почти за тысячелетие, были не столь значительны. Принципиально меняются лишь размеры и строительные приемы. Так, городская вилла состоятельного человека на протяжении многих столетий представляла собой определенный конгломерат построек вокруг внутреннего двора — атриума. Помимо приемных покоев, спален — всякой на свое время года (зимой на южной стороне, летом на северной), библиотеки, кабинета хозяина — удаленных комнат дома, на вилле располагались и термы (комплекс помещений для омовений, в которых поддерживалась разная температура). Кроме того, как минимум один небольшой бассейн или купальня, а также обширный гимнастический зал. Непременно здесь, на вилле, присутствовали и кладовые, и жилые, и рабочие комнаты распорядителей хозяйства.

Устройство античного дома Пуденция и современная часть базилики. Схема из путеводителя

Столь обширные пространства, способные вместить тайное собрание людей, а также некоторые из писменных указаний, дают основания предполагать, что в доме сенатора Пуденция располагался так называемый domus ecclesiae. Ранние христиане не могли собираться открыто, не могли строить церкви во имя своего Бога, в том и состояла уникальность их сообщества. И это, безусловно, наложило отпечаток на ведение религиозной службы. Чаще всего свои тайные собрания христиане проводили в катакомбах, на могилах мучеников. Люди приходили для участия в совместных трапезах — вечерях любви и единения, или, как их еще называли, агапе. Считалось, что радости этих вечерей любви и разделение пищи с родными по вере — предчувствие радости вечной. Храм христианина рождался, обретал черты реальности только в евхаристическом собрании. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — от Матфея 18:20.

Катакомбы святого Каллиста. Фреска II века. Агапе

Источники утверждают, что сенатор и семья его крещены были самим апостолом Петром. А некоторые авторы считают, что одно из посланий Павла — а именно второе «К Тимофею», — непосредственное обращение к сыну хозяина этого дома. Считается также, что апостолы Петр и Павел не просто бывали здесь. В храме, в конце левого его нефа, хранится доска алтаря, на котором служил апостол Петр. Но мы не увидим издалека столь примечательного здания.

Церковь Святой Пуденцианы. Вид на фасад с уровня современной улицы

Это настолько древняя постройка, что теперь крыша церкви почти сравнялась с уровнем земли и прячется за оградой с железными воротами. Это важно отметить потому, что, определив здесь уровень древней улицы, станет гораздо проще понимать, к какому веку относится то или иное здание в других частях города. И пусть такое положение храма мало расскажет о его пропорциях, зато поможет внимательному путешественнику разглядеть подробную мраморную вязь фронтона. Редко где она осталась в такой сохранности и была бы столь истончена кружевом ремесла. Удивительная средневековая кропотливость, где важен каждый элемент сам по себе, где нет детали неважной.

Церковь Святой Пуденцианы. Рельеф портала входа. XI век

Рельефы фасада имеют точные датировки. Фриз фронтона и рельеф портала входа относятся к XI веку. В резных каменных медальонах изображены две сестры — Прасседа и Пруденциана, по сторонам от эмблемы Христа — Агнца Божьего. Мужской рельеф портретирует одного из учителей церкви и хозяина дома сего — апостола Пуда. Все изображения подписаны и даже несут краткие молитвы, обращенные к каждому из святых. Фасад храма переделывался со времен Средневековья дважды — в 1588 году и в 1870-х, но лучшие из произведений старины архитекторами сохранены и включены в общую композицию. Лестница входа, ограда и два фонтана по сторонам двора — творения XIX столетия. А прямо перед нами одна из древнейших христианских церквей мира. Стоя в этом полутемном зале, мы можем представить себе, как выглядела самая первая церковь. И оценить, какой длинный и славный путь она прошла от римского частного дворика до государства Ватикан — от комнат дома где бывал и молился апостол Петр, до храма, где он похоронен.

Миланский эдикт Константина в 313 году вернул гражданам свободу вероисповеданий. Христианам, как и приверженцам других религий, больше нечего бояться, и в IV веке дом Пуда обращен в настоящую церковь. Причем одно из помещений ванн — а именно апсида терм, превращается в апсиду церкви. К началу V столетия храм уже представляет собой трехнефную базилику, изобилующую фресковой живописью. Когда жилые строения были отданы церкви, самое обширное пространство превратили в общий зал и площадь перекрытия потребовала дополнительных опор. Вероятно, так и возникли здесь два ряда колон. Храм был перестроен в XVI веке архитектором Франческо Каприани да Вольтерра.

Интерьер церкви Святой Пуденцианы. Главный неф

По двум сторонам от общего молельного пространства лежат нефы — сквозные проходы, ведущие к алтарю или к уединенным комнаткам, — капеллам. Этот неторопливый проход по нефу, вдоль колоннады даже небольшого храма, по средневековому разумению — часть нравственного путешествия. По сторонам твоего хода расположены святые и изображения сцен священной истории, и ко всякому из событий и личностей, принимающих в них участие, можно обратиться. В церкви святой Пуденцианы на удивление пусто — почти ничего из старых росписей и алтарей не сохранено. Однако обычно у прихожанина складывалась своя традиция и личные, нередко передающиеся по наследству отношения со святыми. При виде особо значимых фигур, если хотите — нравственных примеров, человек обращается с просьбой о поддержке к одному или другому.

Один из алтарей церкви Святой Пуденцианы

В боковых нефах, помимо алтарей покровителям небесным, обычно устроены
и захоронения отцов церкви или выдающихся современников. Так, в самой пышной капелле церкви святой Пуденцианы упокоен кардинал Франческо Кетани. Он являлся непосредственным участником процесса реставрации церкви в 1588 году и изъявил свою волю остаться под этими сводами навсегда.

Парадные усыпальницы нередко создавались на протяжении жизни заказчика, и зачастую он имел возможность не просто высказывать пожелания, но наблюдать за работами и вносить в их исполнение коррективы. Для украшения подобных единоличных или семейных капелл, некоторые из которых до сих пор еще принадлежат и поддерживаются фамилией, принято было призывать лучших мастеров. Оттого многие из этих мемориальных произведений изначально признаны шедеврами и сохранились до наших дней в превосходном состоянии. Рим не изменил себе, своей древнейшей традиции почитания предков.

Капелла кардинала Франческо Кетани в церкви Святой Пуденцианы. XVI век

Архитектор Франческо да Вольтерра принадлежал новому, удивительному по характеру веку — веку барокко, который принялся за улучшения мира древних и благодаря которому Рим обретает нынешний, знакомый нам теперь облик. Вихрь новомодной роскоши не мог не затронуть скромный молельный дом и не подвергнуть его решительным изменениям. Франческо да Вольтерра не создавал самостоятельных произведений, он специализировался на перестройке древних церквей, и можно заметить, что с уважением относился к работе предшественников. Здесь им было принято решение укрепить стены и перекрыть пространство единым сводом. Архитектор вносит некоторые изменения и в декоративные формы интерьера, но, на счастье потомков, сохраняет древние колонны, которые судя по формам, вероятно, относятся к I веку до нашей эры. Но главное, благодаря Франческо да Вольтерра осталась нетронутой и мозаика в апсиде храма. Перед нами один из ранних и один из немногих древнейших артефактов (410-417 гг.), второй по древности после христианской мозаики мавзолея Констанцы — перед нами произведение римского искусства самого начала V века. Оно принадлежит к тому времени, когда падет храм Аполлона в Дельфах, когда Ефим Сирин напишет свои проповеди и когда в своей колыбели уже возлежит будущий король вестготов — Аларих, который вскоре разграбит Рим.

Апсида церкви Святой Пуденцианы

Древняя мозаика расположена в конхе апсиды — на одной из самых важных по своему назначению поверхностей. Апсида символизирует царство чистого духа, а конха — сень над святая святых церкви, над ее алтарем. Алтарем, которым в католической церкви продолжает служить саркофаг мученика — прообраз Престола Уготованного. Над ним, в конхе, всегда располагали изображения важнейших христианских сюжетов и символов, а после 431 года, после принятия эдикта в Эфесе, всегда Богоматерь. И ведь существуют не только правила расположения сюжетов, но и каноны для каждого из изображений. Когда тот или инои человеческии коллектив относительно прочно сорганизовался, устроил свое бытие, он вырабатывает средства и формы общения, некий язык, и в такие моменты все искусство, пусть на время, обретает единые законы и становится более однородным. Однако тем интересны ранние церкви, что привычная иконография, способ изображения, – еще не устойчивы. Чаще всего композиции следуют особой, оригинальной истории, оттого каждый памятник раннего периода отличается своеобразием и неповторимостью.

Алтарь церкви Святой Пуденцианы

Крупно выделена здесь фигура Царя Небесного. Нередко так изображался
и обожествленный император. Подобные изображения — явление Христа на престоле, не только указывали на земную иеархию, но и воплощали идею апостольской преемственности. Однако действующие лица, словно сошедшие с триумфального римского рельефа, — те же ракурсы в полупрофиль, так же щедро струятся потоки одежд, сильно приближены к нам, мы пока не видим фигуры, как это будет принято позже — в полный рост. Интересно и то, что большинство из последователей Христа находятся в непривычном для апостолов волнении, кто-то из них в смятении, а кто-то и вовсе ищет поддержки у ближнего. Пожалуй, это одна из самых удивительных сцен, которую только возможно повстречать. Особенно если учесть, что для русского человека, только что принявшего христианство и вплоть до сегодняшнего дня, сцены: евхаристии, Христа с апостолами или Спаса на престоле, всегда существуют отдельно и выглядят совершенно иным образом.

Спас с апостолами. Православная икона. Вторая половина XIV в. Из собрания ГТГ

Происхождение подобных композиций «Христа с апостолами» принято связывать
не только с императорскими триумфами, но и с более ранними античными источниками — сценами на тему: философ с учениками. И действительно, несмотря на плоскостность и даже некую условность изображений, исходя из техники мозаичиста, который мастерски передает тональную игру, можно прийти к заключению, что художнику знакомы не только сюжеты, но и приемы античности, только вот его не интересует сопоставление
с реальностью.

Церковь Святой Пуденцианы. Римская мозаика начала V века

В храме Пуденцианы, в центре мозаики — Христос в окружении апостолов, который правой рукой благословляет, а в левой держит открытую книгу с надписью «Господь, спаситель церкви Пуденцианы». Крест, над крупной фигурой Христа, который восседает на Престоле уготовленном, декорирован узорами и драгоценными камениями. Это крест не мученичества, но триумфа. Сцена развертывается на фоне архитектурной композиции Небесного Иерусалима. Небесный Иерусалим — это город-храм, место непрерывного богослужения, вечной литургии праведников.

А посреди так называемых «апокалипсических облаков», плывут в мареве «апокалипсические существа» — четыре символа евангелистов. Мозаика хранит и имена своих донаторов, тех, на чьи средства было создано столь дорогостоящее произведение. Однако при реставрациях и переделках утрачены изображения Бога Отца, Святого Духа и двух апостолов. Важно добавить, что в XVI веке подверглись реставрации, точнее были переложены и некоторые из существующих фигур по правой стороне, таким образом здесь можно наблюдать различие между искусством периодов. Занятно, что широко растиражированное в интернете изображение Пуденцианы, не имеет никакого отношения к раннехристианскому искусству. Не говоря уже о том, что до сих пор доподлинно не известно что означают в композиции две женские фигуры с венками в руках. Итальянский историк искусства Джулио Карло Арган считает, что «две женщины, возлагающие венки на головы святых, символизируют собой два великих источника новой религии: ex gentibus (греко-римский) и ex circumcision (иудейский)». Однако существует версия, согласно которой перед нами сестры Праскеда и Пуденциана, которые увенчивают гостей дома апостолов Петра и Павла. Эта гипотеза живет в каждом путеводителе.

Святая Пуденциана. Деталь мозаики. Реставрация. XVI век

Согласно же другому профессиональному мнению, перед нами самое что ни на есть римское искусство. Оно предстает пред нами во всей своей самобытности, безо всякого влияния Византии. Более того, это результат поворота от упадка искусства III века к античности, что прослеживается и в манере создания мозаики, и в характере ее кладки, и в стремлении к ракурсу в подаче человеческой фигуры. И в случае если мы признаем, что перед нами не что иное, как традиционная римская мозаика, то вероятнее всего, две девы в золотой парче, держащие венки над апостолами, прямые аллегории Мудрости и Великодушия.

Именно из разницы трактовок, которые дают крупнейшие эксперты в области истории искусства данного периода, становится очевидным: искусство IV века все еще пробует живописать Новый мир средствами старого.

Santa Pudenziana
Адрес: Via Urbana, 160
Часы посещений: с 9:30 до 12:00. Понедельник — выходной!

 

 

 

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.