Содержание
От девственницы и до Сладкой жизни
История фонтана, ставшего всемирно известным благодаря кинофильму «La Dolce Vita», точнее сцене ночного купания в исполнении Аниты Экберг и Марчелло Мастроянни, началась задолго до победы неореализма.
Отрывок из кинофильма «Сладкая жизнь». Режиссер Ф. Феллини. 1960.
Дело в том, что в I веке до нашей эры солдаты Агриппы – сподвижника и зятя императора Августа, двигаясь по Тибуртинской дороге в сторону Рима, изнывали от жажды. До города было ещё далеко, а силы на исходе. И вот неподалёку от Тибура (ныне Тиволи) повстречали они юную деву, которая сжалилась над измученными людьми и отвела их к источнику. Эта сцена запечатлена на одном из мраморных рельефов фонтана Треви, и с тех пор воду эту называют «девственной». Так же прозвали и акведук – Аква Вирго. «Вода девы» бежит по нему от спасительного родника, почти в тридцати километрах от города, и падает в чаши фонтанов в центре Рима.
Решение о строительстве нового масштабного инженерного сооружения – акведука – было принято Агриппой в 19 году до нашей эры, и влекомая от Тибура влага, с древности считалась не только полезной, но и несущей особую, «девственную» свежесть. По решению Ватикана на протяжении нескольких столетий вода именно из этого источника доставлялась к папскому столу. А народная примета гласила: всякий, кто напьётся отсюда, никогда о том не забудет. Потому справа от фонтана устроен кран – для тех, кто хочет навсегда запомнить дни, проведённые в Риме. Считалось также, что если двое влюблённых попробуют «девственной влаги», то не смогут друг о друге забыть, а значит – никогда не расстанутся. Победило не менее древнее, но международное поверье: чтобы связать себя с полюбившемся местом – нужно просто бросить монетку.
А продемонстрированный американским кинематографом в середине ХХ века ритуал – кидать в фонтан три монетки, загадывая желания, привёл и вовсе к массовой истерии. В некоторых путеводителях указывают уже на необходимость опускать в Треви пять монет и называют, чтó именно и в какой последовательности пожелать надо. Так что теперь фонтан приходится периодически отключать.
Это довольно занятное зрелище, когда воду спускают и собирают туристские «пожертвования». Их сгребают специальными – мягкими лопатками (чтобы не повредить мрамор) и раскладывают по пластиковым вёдрам, чтобы потом начать чистить раствором дно, которое в туристический сезон просто не разглядеть под слоем мелочи. Коммунальные службы сначала негодовали, а теперь каждый год хвастают в газетах своим умопомрачительным уловом, уточняя, что все эти деньги уходит на благотворительность.
… Но это теперь, когда из триумфальной арки фонтана выступает фигура отца всех вод – Океана – в окружении его свиты. Зрелище безусловно эффектное. Впрочем, эта бурная праздничность не производит должного впечатления на тех, кому хоть раз довелось полюбоваться ровесниками Треви – фонтанами Петергофа. Так что самое интересное здесь – внимательно разглядывать творение, над которым потрудилось несколько поколений архитекторов, художников и скульпторов, дабы различить среди них людей воистину талантливых. А для этого необходимо помнить что вода из «источника девы» изначально лилась пусть в обширную, но скромную чашу, украшенную небольшой скульптуркой спящей наяды.
Секрет фонтана Треви
Vicolo del Puttarello, 25
Знакомство с историей создания этого римского чуда стоит начинать с крохотного музея, который расположен в соседнем переулке. За небольшую плату здесь позволяют спуститься на уровень Рима первого века, который лежит метров на двадцать ниже современного. Там, в полутьме, можно расслышать тихий плеск и разглядеть наполненный бассейн античной виллы, в который ведут ступени. В V веке нашей эры его превратили в резервуар.
А на обратной дороге к яркому солнцу и многоязычной толпе можно обнаружить и ещё один уровень. В средние века люди, утерявшие знания о точном расположении запаса свежей воды, пробили над бассейном колодец, из которого черпали воду. В начале XV столетия, в эпоху Возрождения, которая преклонялась перед античностью и благодаря которой началось изучение древности, неподалёку от старого колодца – на восточной стороне современной площади Треви, ближе к церкви Святых Винченцо и Анастазио/Santi Vincenzo e Anastasio, архитектором и важнейшим из теоретиков искусства своего времени – Леоне Батистта Альберти – был устроен фонтан в древнеримском вкусе.
Интерес к этому источнику папство проявляло давно, но со сменой резиденции – с переездом её на холм Квиринал в XVI веке – ученик Микеланджело Джакомо делла Порта/Giacomo della Porta получает заказ на устройство нового и достойного архитектурного сооружения, которое обрамляло бы водоём. Согласно его решению масштабный проект предусматривал снос нескольких зданий. После смерти архитектора в 1602 году размышления на эту тему были прерваны. Восхождение на престол понтифика Павла V (1605–1621) вернуло к проблеме – маршрут папских процессий от Квиринала к Ватикану лежал через площадь Треви, оттого она и становится столь значимой для городского плана. В ноябре 1617 года, чтобы расширить узкий проход, старый фонтан был снесён, и к поискам архитектурного решения для прославленного источника приступает фламандский архитектор Ян ван Сантен, или, как прозвали его на итальянский манер, Джованни Вазанцо/Giovanni Vasanzio, который к тому времени, в числе группы архитекторов и инженеров, заканчивает работы над «Большим фонтаном» или Аква Паоло на холме Яникул.
Новый проект Джованни Вазанцо вновь вдохновлён фонтаном «Аква Феличе». Он предлагает объединить два здания единым фасадом для создания плоскости, по которой побежит вода, но и этот проект остаётся лишь на бумаге. Дело, кажется, сдвинется с мёртвой точки тогда, когда папа римский Урбан VIII (1623–1644) решит доверить работы любимцу публики – скульптору Лоренцо Бернини.
Так, по задумке Лоренцо, должен был выглядеть подъем по Испанской лестнице и можно только попробовать представить, что вообразил в качестве фонтана для «Девственного источника» этот выдающийся творец.
Создание легенды
Обретя в лице нового папы могущественного покровителя, Бернини приступает к проекту с невероятным размахом. Он желает, чтобы папа мог наблюдать за его творением из окна резиденции, оттого размечает место на северной стороне площади, создает единый фасад, принимая идею Джованни Вазанцо, но поднимает триумфальную арку фонтана на 20 метров от земли. И стоимость проекта столь высока, что в ответ на все возражения Бернини предлагает разобрать гробницу Цецилии Метелла, дабы добыть необходимое для его работ количество мрамора. Но в связи со смертью папы проект был остановлен.
Теперь в соревнование за столь значимый заказ включаются другие прославленные творцы эпохи Пьетро да Кортона/Pietro da Cortona – он дополнил идеи Бернини и значительно удешевил и Карло Фонтана/ Carlo Fontana, который создает 18 (!) оригинальных вариантов фонтана Треви. Но папы сменяли пап, уходили из жизни целые поколения прославленных творцов, менялось время, менялись предпочтения, и даже привычки, но фонтан так и не был создан.
В 1706 году – спустя столетие с момента возникновения запроса на создание фонтана, проведение конкурса взяла на себя Академия святого Луки в Риме. По его итогам кому-то из творцов доверили рисунок орнамента, кому-то рельефы, некоторым даже удалось создать скульптурные группы, что частично позже будут включены в проект, – теперь предполагалось, что фонтан будет посвящен девству Святой Марии. Композиция предполагала что мы видим Богоматерь в саду, а точнее посреди розария, который должен был быть разбит на площади. Затем было решено создать колоссальную скульптурную группу – солдаты Рима и дева, которая указывает на источник… Воплотить свои идеи в жизнь целиком не удалось никому.
Работы начнутся только в 1723 году, впрочем пока они не имеют отношения к фонтану. Здания, которые предполагалось объединить в начале XVII века, теперь действительно объединяются. Папа Иннокентий XIII, урожденный Поли, чьей семье принадлежало одно из зданий, выкупает второй дом и теперь перестраивает палаццио Поли. Он объединяет северные фасады зданий, согласно предложению Лоренцо Бернини, с уточнениями, внесенными Пьетро да Кортона/Pietro da Cortona. Работы по фасаду были окончены в 1730 году, и по воле теперь уже папы Климента XII из фамилии Корсини (1730–1740) проект фонтана доверен скульптору Паоло Беналья/Paolo Benaglia. Его скульптурная композиция в прямом и переносном смысле венчает завершение работ по фасаду: фигуры двух гениев удерживают герб семьи Корсини – в самом верху триумфальной арки, над торжественной надписью.
Однако сама концепция оформления источника, исполненная Паоло Беналья, – отвергнута. И вновь объявлен конкурс на создание фонтана. В него включилось новое поколение талантливейших из художников позднего барокко: Луиджи Ванвителли/Luigi Vanvitelli – он участвовал в перестройке палаццио Поли, а позже был прославлен как создатель Королевского дворца в Казерте – величайшего из зданий, возведённых в Европе XVIII века; Джованни Баттиста Майни/Giovanni Battista Maini, среди наиболее известных его работ в Риме – скульптурное оформление храма Сант-Аньезе-ин-Агоне и предел иконы Народная Мадонна/Madonna Salus Populi Romani в базилике Санта-Мария-Маджоре; французский скульптор Ламбер-Сигисберт Адам/ Lambert-Sigisbert Adam, который в это время работал в Риме и чей проект был единогласно принят. Однако триумф француза был недолог. Работы вновь приостановлены. Вероятно, свою роль сыграл тот факт, что Адам был иностранец. Его превосходные скульптурные наброски к фонтану Треви хранятся сейчас в музее искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), и в Лувре. Но не стоит утомлять читателя перечислением – ещё шестнадцать выдающихся творцов конкурировали за право создания римской легенды.
Хитрец Николо Сальви
Нужно учесть, что после завершения фасада задача создания фонтана усложнилась – проект теперь должен был быть согласован и с хозяевами палаццо Поли. Переговоры берёт на себя римский скульптор Николо Сальви, который в итоге, с высочайшего одобрения, возглавит и организацию строительства. Опираясь на проект, разработанный Бернини, путём компиляции существующих проектов, скульптуры, скульптурных набросков, архитектурных деталей, он объединит в единое целое работы художников, которые создавались на протяжении 130 лет. Так аллегории четырех времен года, те, что возвышаются на колоннах триумфальной арки, исполнены четырьмя разными скульпторами:
Аллегории редких качеств источника – Изобилие и Полезные свойства, две женские фигуры по сторонам Океана, созданы Филиппо Вале/Filippo della Valle. Рельефы над ними – Жан Баттиста Гросси/Gian Battista Grossi и Андреа Бергонди/Andrea Bergondi.
Скульптура Океана и его свиты – безудержных морских коней и сопровождающих их тритонов – сработаны вначале из терракоты скульптором Джованни Баттиста Майни, но позже их заменят фигуры по его эскизам, однако уже из мрамора, Пьетро Браччи. Руке самого Николо Сильви здесь принадлежит лишь пара деталей – обрамление полукружия триумфальной арки, капители коринфского ордера да деревце и ваза по сторонам фонтана – на цоколе дворца. Забавно, что, несмотря на заверения, с которых начнётся карьера скульптора, композиция фонтана всё же перекроет окна первого этажа палаццо, а украшение здания никуда не денется, несмотря на протест семьи Поли, – над их домом возвышается герб Корсини! Тем не менее именно Николо Сальви прославлен как создатель фонтана Треви.
Слезы понтифика
Итак, перед нами целая художественная симфония, скорее даже многоголосый хор, каждый из голосов которого прекрасен сам по себе, однако истинное произведение рождается лишь тогда, когда звучат они в унисон. И мы наблюдаем тот самый случай поразительного единомыслия. Несмотря на артистические амбиции известных художников и их ссоры, которые сопровождали более чем столетие возведения, в первую очередь просматривается здесь уважение к собственной истории. Мы видим, как идеи и ценности отдельно взятой эпохи, и философские, и художественные, существовали и передавались на протяжении поколений. Нельзя не упомянуть и старания пятнадцати понтификов, каждый из которых тем или иным способом участвовал в создании этой легенды Рима. И кто-то из них принимал или отвергал проекты; кто-то, не вникая в вопросы эстетики, был занят чисто техническими задачами – приводил в порядок акведук Аква Вирго; вводил специальные налоги, дабы ускорить завершение строительства… Но каждый из них надеялся начертать своё имя на арке триумфа фонтана Треви.
Папа Климент XIII (1758–1769) был рождён в Венеции, но на протяжении всей своей римской жизни так или иначе свидетельствовал происходящему. На его памяти состоялся первый пуск фонтана – в 1732 году, когда был закончен фасад дворца Поли. Однако папа Климент XII, хоть и указал на фасаде: «Климент XII понтифик украсил акведук девы и освятил его великолепие богослужением в 1735 году, в шестой год своего понтификата», но ведь так и не дождался окончания работ.
Повторное празднество, на этот раз понимая, как и его предшественник, что он не доживёт до того момента, о котором мечтал покровитель Бернини (увидеть из окна своей резиденции сверкающий каррарский мрамор в струях воды), устроил для себя Бенедикт XIV (1740–1758). В 1744 году, когда в подземных резервуарах его стараниями уровень воды стал достаточным для полноценного и бесперебойного функционирования источника, он приказал указать свое имя под постаментами фигур Времен года, пустить воду и пышно отпраздновал это событие. После чего всё вернулось на круги своя – работы были возобновлены. А ещё через десятилетие – после смерти уже Николо Сальви в 1762 году, когда строительство начало переходить из рук в руки, и конца тому не было видно – суверен Святого Престола Климент XIII, почти семидесятилетний старик, пожелал взглянуть на то, как движется дело. Побродив «за кулисами» Треви, он сказал: «Верно, и мне не доведется увидеть фонтан во славе». И в тот момент по знаку скульптора Пьетро Браччи, который теперь возглавил строительство, вода была пущена в третий раз. Это событие, на первый взгляд малозначимое, но такое важное для престола и столь долгожданное для всего города, так растрогало преемника святого Петра, что он разрыдался… И имя его было указано на триумфальной арке, над головой водного божества, и 22 мая 1762 года, при жизни его и в присутствии многочисленной публики, состоялся торжественный запуск чудо-фонтана, который до сегодняшнего дня привлекает тысячи тысяч туристов.
История продолжается
Важно, что в Италии живёт понятие преемственности. И Ватикан, и итальянское государство, и муниципалитет города, и многочисленные фонды выделяют ежегодно феноменальные средства на поддержание памятников. Совокупный годовой бюджет на достойную реставрацию Рима составляет более 8 миллиардов евро. Приятно думать, что туристический налог (два евро в день), который взимается со всякого приезжего, – идёт на благое дело. Ведь помимо прописанных, плановых работ, требующих незамедлительного осуществления, ведутся постоянные реставрационные процедуры. Так, фонтан Треви, в создании которого использовано более пяти различных пород мрамора, спустя десятилетие после последней реставрации вновь потребовал к себе внимания. В заботу о нём включился итальянский модный дом Fendi. В 2014 году его благотворительная поддержка позволила провести масштабную реставрацию Треви, которая обошлась более чем в два миллиона евро и продолжалась 17 месяцев. Впрочем, «никто не ушёл обиженным»: туристы, которые посещали Рим в этот период, имели возможность погулять внутри фонтана и рассмотреть статуи поближе благодаря специально выстроенным для этого лесам. Весной 2015 года реставрация была завершена.
Треви от Fendi.
Адрес фонтана де Треви: Piazza di Trevi, 00187 Roma RM