Pathosformel

Благовещенье
Фра Филиппо Липпи. Благовещенье. 1440 г.
Палаццо Барберини. Национальная галерея старинного искусства. Рим.

О том, что в картинах Ренессанса нередко встретишь «нимфу – женскую фигуру в бурном движении, с развевающимся одеянием и локонами», которая есть нечто среднее между знаком и изображением, явление «позволяющее облечь в символическую форму проявления индивидуального душевного переживания», мне стало известно на первом курсе. И правильно: по-научному их вообще-то звать Pathosformel, то есть «формулы выражения страсти». С тех пор как я прочитала книгу Варбурга «Великое переселение образов», я была сама не своя. Я мечтала найти хотя бы одну такую! Я так хотела, стоя перед картиной, сама обнаружить к ней эмоциональный ключ, данный самим мастером!

Но это мне никак не удавалось! От моего излишне пристального взгляда – на полотна, фрески, гобелены, доски – попрятались все формулы. От картинок собраний разных академий уже кружилась голова. Я сделала перерыв – посвятила неделю ранним римским мозаикам и со свежим взглядом отправилась в палаццо Барберни. И здесь, в «Благовещенье» Филлипо Липпи, – в скорбном и величественном, от юности героини которого щемит сердце, – меня пронзила иная сцена.

Сцена отчаянья в правом верхнем углу картины. Посреди благопристойности природы, роскоши дома и благочестивой тишины, по каменным ступеням, босиком, куда-то в сторону и вверх устремляется нимфа в развевающемся одеянии. Ее порыв останавливает мужская фигура. Художник уже овладел некоторыми хитростями в построении перспективы и с определённых точек именно гризаль Pathosformel – является центром построения композиции.

Интересно, что от точки зрения зависит и то, как воспринимается эта борьба в узком  портале. Иногда кажется, что юноша хочет войти, но нимфа не впускает его, не желает его слушать. А иногда кажется, что наоборот она отталкивает его, она требует возможности уйти. И тогда, возвращаясь к печально застывшим фигурам – прелестному пажу и его прекрасной принцессе, обнаруживаешь, что на глазах двух благочестивых мужей, зрящих чудо явления Духа Святого, эти два создания превращаются в Вестника Божьего и Деву Марию.

Вестника Божьего и Деву Марию, между которыми на самом деле происходит мучительная безмолвная схватка – где-то там, на чёрно-белой лестнице.

Палаццо Барберини. Национальная галерея старинного искусства. 

Via delle Quattro Fontane, 13, 00184 Roma RM