Санта Мария Маджоре/Santa Maria Maggiore — примечания

 

Фердинанд Фуга
Ferdinando Fuga. 1699-1782.

Фердинанд Фуга/Ferdinando Fuga (1699-1782)

Вырос и обучился во Флоренции, но в двадцать лет переехал в Рим, где отчаянно стремился к карьере папского придворного архитектора. В свет вышел с проектами фасада Латеранской церкви и фонтана Треви. Наладив нужные связи, строил виллы папским родственникам и кардиналам. Прежде чем стать папским любимцем, реализуется как инженер при дворе неаполитанского короля. Долгожданный пост «архитектора священных дворцов» получает только уже при новом папе, Клименте XII. В списке проектов архитектора — дворцы на Квиринале, вилла Корсини для кардинала-непота, фасад церкви Санта Мария Маджоре. Фуга был не менее любим и обласкан неаполитанскими Бурбонами, поэтому годами курсировал между папским Римом и королевским Неаполем, где затеял, в частности, гигантский проект «хосписа для нищих» («Real Albergo dei poveri»). Поле деятельности Фуги велико: фасады церквей, частные и официальные дворцы, богоугодные заведения, дороги, мосты и даже кладбище. В архитектуре Фуга определяет постепенный отход от принципов барокко в сторону классицизма, часто жертвуя излишествами первого в пользу сдержанности второго.

Посмотреть:

Палаццо Корсини Via della Lungara, 10, 00165 Roma RM

Папа Сикст III
Папа Сикст III

Папа Сикст (432-440)

Политическая жизнь в Риме была прекращена в связи с переносом столицы империи в Константинополь. Избрание папой Сикста III – римлянина, вносит оживление в измученный потрясениями город. Новый понтифик делает многое для сооружения и украшения христианских святынь. Годы его правления отмечены активно развернувшимся строительством базилики Санта Мария Маджоре.

Трансепт
Трансепт — поперечный неф перед алтарной частью интерьера в базилике.
Портик
Портик — композиция на фасаде здания, которая образована колоннами, полуколоннами или пилястрами, несущими антаблемент. На рисунке портик Пантеона.

 

 

 

 

 

 

 

Апсида

Карло Райнальди

Апсида церкви Санта Мария Маджоре
К. Райнальди. Апсида церкви Санта Мария Маджоре. Архитектор 1680-е.

Если честно, то архитекторов Райнальди было два - отец Джироламо, который привнес в римскую архитектуру элементы североитальянского маньеризма, и Карло - яркий выразитель идеи барокко. Оба эти мастера были высоко ценимы престолом. Старший Райнальди (1570 – 1655 гг.) был любим папой Иннокентием X. Для него Райнальди-отец, в числе многого, строил и палаццо Памфили на площади Навона. Фасад церкви Сан-Аньезе создавал уже младший Райнальди – Карло (1611-1691 гг.). Среди других знаменитых фасадов сына церкви - Сант-Андреа-делла-Валле и Санта Мария Маджоре. Его гению принадлежит храм Санта-Мария-ин-Кампителли, а также ансамбль двух церквей на площади дель-Пополо. Карло Райнальди известен также как музыкант и композитор.

 

Ордер — означает «порядок», которому (согласно классической теории форм), должен следовать каждый архитектор. Порядок этот характеризуется следующими элементами: основанием, стволом и капителью колонны.

Иллюстрация
Дж. Виньола. Иллюстрация к трактату "Правила пяти ордеров". 1562.

Ордер строится на соразмерности, на соотношении этих пропорций. В его основу положен принцип антропоморфизма, то есть ордер является носителем человеческого начала. Благодаря труду инженера и архитектора I века нашей эры — Витрувию, до наших дней дошли правила построения каждого из ордеров:

«В соответствии с формами колонн получили названия три ордера: дорийский, ионийский и коринфский, из которых первым и самым древним является дорийский, возникший следующим образом: когда в Ахайе и во всем Пелопоннесе царствовал Дор, сын Эллина и нимфы Фтии, он на урочище Юноны в древнем городе Аргосе воздвиг святилище, случайно получившее форму дорийского ордера, а затем и в остальных городах Ахайи построил другие святилища того же ордера, хотя правила его соразмерности еще не возникли. Позднее афиняне, руководствуясь ответами оракула дельфийского Аполлона, с общего согласия всей Эллады, вывели одновременно тринадцать колоний в Азию, и верховное начальство над ними поручили сыну Ксута и Крекусы, Иону, которого и сам дельфийский Аполлон в прорицаниях объявил своим сыном. Ион вывел эти колонии в Азию, основав там крупные города: Эфес, Милет, Миунт.... (и другие). Эти города, после изгнания карийцев и лелегов, назвали по имени своего вождя Иона эту страну Ионией, и, определив там урочища бессмертным богам, начали строить им святилища.

 

Первым делом они возвели храм Аполлону Панионийскому, наподобие тех, какие они видели в Ахайе, и назвали его дорийским, так как впервые увидели храмы этого ордера в дорийских городах. Точно так же, когда затем они задумали построить храм Диане, то, желая придать ему иной вид, они применили тоже ступню, но ступню утонченного женского тела, и сначала сделали колонну толщиною в восьмую долю её высоты, чтобы придать ей более стройный вид.

 

Под основание её они в качестве башмака подвели базу, на капители поместили волюты, свисающие справа и слева наподобие завитых локонов, и, словно прической, украсили передние части их киматиями и плодовыми гирляндами, а по всему стволу провели каннелюры, спускающиеся подобно складкам на платье замужних женщин. Таким образом, при изобретении двух различных видов колонн они подражали в одном из них неукрашенной и голой мужской красоте, а в другом — утонченности женщин, их украшениям и соразмерности. Но последующие поколения, пойдя вперед в своих суждениях об изяществе и утонченности и имея вкус к более стройным размерам, установили высоту дорийской колонны в семь диаметров ее толщины, а ионийской в девять. И этот ордер был назван ионийским, потому что впервые был создан ионийцами.

 

Третий же ордер, называющийся коринфским, подражает девичьей стройности, так как девушки, обладающие вследствие нежного возраста большею стройностью сложения членов тела, производят в своих нарядах более изящное впечатление. Изобретение же его капители, согласно преданию, произошло таким образом: одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которые эта девушка берегла при жизни, как зеницу ока, уложила их в корзинку, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. Тем временем, с наступлением весны, корень аканфа, придавленный этой тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют. В это время Каллимах, которого Афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли κατατεχνος, проходя мимо гробницы, обратил внимание на эту корзинку и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизною вида и формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».

Перед вами цитата из Книги IV. Главы Первой: "Происхождение трех ордеров и пропорции коринфской капители". Современник императора Августа — Витрувий, собрал в свой труд накопленные Римом к первому веку знания о строительстве и проведении инженерных работ. "Десять книг об архитектуре" стали учебником для человечества на тысячелетие. Сама эпоха Возрождения берет разбег ото дня публикации этой книги в 1414 году. И ведь обращение к Витрувию не останавливается вплоть до классицизма. К нашему великому сожалению, иллюстративный материал — рисунки античности, время не донесло до нас. Зато многие из величайших творцов на протяжении всей истории искусств оставляли потомкам свои версии.

Витрувианский человек
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. Иллюстрация к труду "Десять книг об архитектуре". 1490-е.

Так мы видим, что избранный ордер в постройке - не случаен. Например, в базилике Санта Мария Маджоре ионический ордер есть своеобразный гимн Женщине, который звучит в этих стенах, прославляя величайшую из матерей. Обращайте в путешествии ваше внимание на такие детали. Древние ничего не делали просто так. Вышеуказанный принцип выбора всякой соразмерности касается и других построек. Архитектор не предпочитает один декоративный элемент другому, ордер для него является одно из средств передачи информации. Благодаря принципу антропоморфизма, он создает для нас и эстетические и эмоциональные впечатления, воздействует на уровне бессознательного.

Фриз 

Ордерная система
Ордерная система

1. В классической архитектуре фриз это средняя часть антаблемента. 2. Декоративно оформленная горизонтальная полоса.

 

 

 

 

 

 

Антикизирующее направление в искусстве

Мозаика
Баптистерий православных. Мозаика. Деталь купола. 475.

Особая эстетика, течение в искусстве, когда вне зависимости от исторического периода и стиля идет возврат к художественным ценностям античного мира. Это означает следование классическим пропорциям, пластичность форм, стремление к богатству цвета и колористической плавности его переходов, изысканность и артистизм произведений.

Антонио да Сангалло Старший/Antonio da Sangallo il Vecchio (1455-1534)

Антонио да Сангалло
Antonio da Sangallo il Vecchio (1455-1534)

Принадлежал к семье известных флорентийских инженеров и архитекторов периода Ренессанса: Джулиано да Сангалло, Антонио да Сангалло младший, Франческо да Сангалло. Антонио старший начинал подмастерьем в мастерской своего дяди — резчика по дереву. Достигнув успеха на этом поприще, вскоре включается в архитектурные работы своего старшего брата и принимает участие в реконструкции Санта Мария Маджоре. Затем участник проектов брата в Неаполе и Перудже. В 1490-х годах начинает работать самостоятельно, составляет свои проекты для папского престола и начинает реконструкцию мавзолея Адриана, который обращает в защищенную крепость. После такой несомненно удачи получает заказы на фортификационные работы по всей Италии, и, наконец возвращается в родную Тоскану, где состоит на службе у флорентийских властей. Считался ведущим новатором — располагал обронительные сооружения с учетом использования нового, огнестрельного оружия.

Посмотреть:

Замок Ангела (1492). Lungotevere Castello, 50, 00193 Roma RM

церковь Ма­дон­на-ди-Сан-Бьяд­жо близ Мон­те­пуль­ча­но/Tempio di San Biagio (1519). Via di S. Biagio, 14, 53045 Montepulciano SI

 

Триумфальная арка

Триумфальная арка. 1. В древних культурах парадное сооружение с проездной аркой. 2. Арка отделяющая в интерьере базилики алтарь от основного пространства. 

Несторианство и другие ереси.

Мозаики купола баптистерия ариан
Мозаики купола баптистерия ариан. Конец V в

Ересь — с греческого направление, школа. Изначально это понятие не несло в себе негативного значения. Обозначало философское течение или религиозное мировоззрение. С момента раннего христианства это слово начинает использоваться применительно к ошибочному учению, которое искажает фундаментальные основы вероучения. В момент становления новой религии их насчитывается более ста. Однако против ересей выступал еще апостол Павел, предостерегая христиан не увлекаться «преданиям человеческими». В основе ересей лежат расхождения в толковании событий священной истории. Среди самых распространенных ересей, с которыми шла напряженная борьба, стоит в первую очередь арианство, которое на начальном этапе составляло, если можно так выразиться, самостоятельную ветвь христианства (в соборе Святого Петра была отдельная дверь, через которую проходили приверженцы этой ереси и “столицей” которой, в какой-то момент истории, можно считать Равенну). Долее всего арианство сохранялось у готов, впрочем в самом Константинополе фиксируется вплоть до VI века. Ариане отвергали божественную суть Христа, оттого не считали Троицу нераздельной. Верховным богом признавали Бога отца. Монофизитство и монофелитство — напротив, утверждали что человеческое и божественное в Иисусе Христе составляет единое сочетание. Несторианство так же разделяло человека Иисуса и бога-сына, указывая на условность этой связи. Гностицизм — целая теологическая система, которая строилась на аллегорическом толковании Библии и утверждала что освобождение/спасение приходит через знание — гносис. Роль гнозиса заключалась в ответах на извечные вопросы: Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда стремимся? Как восвобождаемся? К поздним ересям гностицизма относятся — павликанство, богомильство, ереси катаров и другие из тех, что получили развитие уже в развитом Средневековье. Подробнее о сути христианства: Словарь Брогауза и Эфрона. Статья: Христианство

Откровение Иоанна или Апокалипсис

(в переводе с греческого – Откровение) святого Иоанна Богослова – это «единственная пророческая книга Нового Завета. Она предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале вечной жизни, и поэтому, естественно, помещается в конце Священного Писания.

Четыре всадника Апокалипсиса
А. Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса. 1497-1498.

Апокалипсис всегда привлекал к себе внимание христиан, особенно в то время, когда различные бедствия и соблазны с большей силой начинали волновать общественную и церковную жизнь. Между тем образность и таинственность этой книги делает ее весьма трудной для понимания, а потому для неосторожных толкователей всегда есть риск ухода за границы истины к несбыточным надеждам и верованиям. Так, например, буквальное понимание образов этой книги давало повод и теперь еще продолжает давать повод к ложному учению о так называемом “хилиазме” – тысячелетнем царстве Христовом на земле. Ужасы гонений, переживавшиеся христианами в первом веке и толкуемые в свете Апокалипсиса, давали некоторым повод верить, что наступили “последние времена” и близко второе пришествие Христа. Такое мнение возникло уже в первом веке. За истекшие 20 веков появилось множество толкований Откровения самого разнообразного характера. Всех этих толкователей можно разделить на четыре разряда. Одни из них относят видения и символы Апокалипсиса к “последним временам” – кончине мира, явлению антихриста и Второму пришествию Христову. Другие – придают Апокалипсису чисто историческое значение и ограничивают его видения историческими событиями первого века: гонениями на христиан со стороны языческих императоров. Третьи – стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях своего времени. По их мнению, например, папа Римский есть антихрист и все апокалипсические бедствия возвещаются, собственно, для Римской церкви и т.п. Четвертые, наконец, – видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл. Эти точки зрения на Откровение не исключают, но дополняют друг друга. Апокалипсис можно правильно понять только в контексте всего Священного Писания. Особенностью многих пророческих видений – как ветхозаветных, так и новозаветных – является принцип соединения нескольких исторических событий в одном видении. Иными словами, духовно родственные события, отстоящие одно от другого на много столетий и даже тысячелетий, сливаются в одну пророческую картину, объединяющую в себе события различных исторических эпох.

Подробнее: http://www.pravmir.ru/apokalipsis/

Один из самых распространенных образов Апоколипсиса – видение четырех всадников, которые появляются один за другим при снятии семи печатей с Книги Жизни. Бог наделяет их силой сеять хаос и нести разрушение миру.

Апокалиптические животные или Тетраморф

Тетраморф
Тетраморф. Схема. XVI в. Афон, монастырь Ватопед

Образ четырех животных (тетраморы дословно с греческого языка — четырех- образный), впервые используется в Ветхом Завете, в пророчестве Иезекииля
о Первом Пришествии. В Новом Завете описаны Иоанном в Откровении:
«...и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. IV, 6-8). Каждый из этих образов вскоре стал символом одного из евангелистов. Так Ангел обозначает человеческую природу Христа и его воплощение — еванглие
от Матфея. Лев —указывает на господство и власть Христа, на его Воскресение и это еванглие от Марка. Бык — это священнодейственное достоинство Христа и его крестная жерства — еванглие от Луки и Орел — дар Святого Духа и Вознесение Господне символизирует еванглие от Иоанна.

Макс Дворжак (1874-1921)

Макс Дворжак
Макс Дворжак (1874-1921)

Выдающийся искусствовед, историк искусства. Чех по происхождению. Начинает свое образование в Праге на историческом факультете, затем уезжает в Вену, где начинает заниматься историей искусств у Алоиза Ригеля — знаменитого теоретика и одного из основоположников современного искусствознания. После смерти учителя в 1905 году, Дворжак возглавит кафедру и озвучит неожиданную концепцию над которой в это время работал: «история искусства как история человеческого духа». Его труды и преподавательская деятельность явились своеобразным толчком для преодоления в науке сугубо материалистических тенденций. «Искусство заключается не только в решении и развитии формальных задач и проблем, оно всегда и в первую очередь есть выражение господствующих в человечестве идей; его история, не в меньшей степени, чем история религии, философии или поэзии — часть всеобщей истории духа». Согласно этой концепции, учёные начинают рассматривать искусство расширяя границы так называемого «формального метода». Искусство это не только история развития стилей, согласно "венской школе", но обширная часть духовной истории человечества.

Апокриф

Якопо Торрути /Jacopo Torruti (конец XIII - начало XIVвв.)

Санта Мария Маджоре
Санта Мария Маджоре. Апсида. Мозаики Якопо Торрути (конец XIII - начало XIV)

Нам практически ничего неизвестно о жизни этого мастера. Вероятно родился в сиенском городе Торрути, чаще всего художники получали в качестве второго имени название своего родного города. Существуют указания и на то, что был монахом-францисканцем. Формирование художественного стиля Якопо завершает в Риме. Затем работает в верхней базилике Святого Франциска Ассизского, в Ассизи. Первая крупная работа — мозаика в апсиде Сан Джовани ин Латерано (сильно изменена в процессе перестроек церкви). В 1295 году приступает к работам в базилике Санта Мария Маджоре. Среди работ, которые ему приписывают: сцены со святыми мучениками в Санкта Санкторум (папская капелла на Латеране) и аллегории в недавно открытой «готической комнате» храма Санти Куаттро Коронати /Santi Quattro Coronati. Эти прелюбопытнейшие зашифрованные послания, которым уже посвящено несколько томов исследований, были наконец-то найдены, в результате поиска длиной в столетия. О существовании цикла фресок в самом значимом кардинальском жилище, в одной из цитаделей Рима XIII века, было известно еще эпохе Возрождения. Дневник одного из мастеров сохранил впечатления об увиденном. Однако позже роспись Якопо Торрути спряталась в недрах женского монастыря с очень строгим уставом. Источник утверждали что аллегорический цикл смены времен года украшал приёмную стержня Католической церкви. И этот календарь искали по стенам приемного зала влиятельнейшего из кардиналов своего времени. Однако свои принципы этот образованейший из людей, изложил выше - в сводах здания, что позволило им дойти до нашего времени почти невредимыми. После двадцатилетия кропотливой реставрации залы открыты для посещений в 2016 году. Исключительно в составе экскурсии. И крайне редко. Августинки - затворницы.

Посмотреть: 

Санта Мария Маджоре: Piazza di S. Maria Maggiore, 42, 00100 Roma RM

Piazza di S. Giovanni in Laterano, 14, 00184 Roma RM

Via dei Santi Quattro, 20, 00184 Roma RM

Piazza Inferiore di S. Francesco, 2, 06081 Assisi PG

 

Пьетро Каваллини/ Pietro Cavallini (1259-1344)

Деталь фрески Страшный суд
Пьетро Каваллини. Деталь фрески Страшный суд из римской церкви Санта Чечилия. Конец XIII в.

Один из самых значимых средневековых художников Рима. О его жизни мало что известно. Пожалуй, одно — современники прозвали Пьетро благочестивым. Кроме того, сохранилась легенда о том, что одно из изображений Каваллини обратилось с речью к молитвеннику. Этот эпизод демонстрирует нам отношение к живущему художнику. К сожалению, нами утеряно большинство произведений Каваллини, но те что сохранены позволяют получить понимание тех художественных вызовов, которыми живет художник. На протяжении XIII века скульптура занимала ведущее положение и вот в начале XIV столетия живопись вырывается вперед и становиться ведущим видом искусства. У истоков этого прорыва и возвышается фигура Каваллини.

В его время мозаика преобладает над фреской и все еще сильно византийское влияние, в которое так или иначе проникают черты готики. Образцом этого римского стиля специалисты считают цикл мозаик Каваллини в апсиде церкви Санта Мария ин Трастевере/Santa Maria in Trastevere (1291). Однако и в этом цикле, строгого, каноничного искусства можно обнаружить приметы иного художественного намеренья. А с 1309 года художник уже вовлечен в круг новых художественных проблем. Фрески в церкви Санта Чечилия ин Трастевере/ Santa Cecilia in Trastevere демонстрируют как изменился его подход. Он преодолевает так называемую «византийскую схему», согласно которой краски всегда контрастируют друг с другом. Каваллини начинает согласовывать их между собой с помощью полутонов и таким образом приходит к моделировкам формы.

Христограмма и другие символы Христа

Первые христиане во времена гонений начинают пользоваться условными знаками — символами, смысл которых раскрывался только через их интерпритацию. Так на первых порах указанием на Христа является хризма или хризмон — монограмма Его имени, которая состоит из двух начальных греческих букв (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ), скрещённых между собой. В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр., 1, 8), поэтому по краям монограммы помещают греческие буквы льфу и Омегу. Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов и в мозаике. Христограмма в виде двух перекрещенных букв «Р» и «Х» является также и символом Рождества Христова, а изображения «Альфы» и «Омеги» символизируют начало нового времени — нашей эры. Еще одним символом Христа, в ранней иконографии, становится рыба — ихтис (др.-греч. Ίχθύς). Этот древнейший акроним имени Иисуса состоит из начальных букв фразы: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Еще одним указанием на Христа служат изображения Агнца. Этот образ проникает в христианство из Ветхого Завета, в котором сказано, что для жертвоприношения избирается агнец «без пятна и порока». Впервые используется по отношению к Христу апостолом Иоанном в его Еванглии: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Важно отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это «то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии ... Это язык Бога, Который все более и более посвящет нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ». (Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, No 1 (15)).

Муравьев Андрей Николаевич (1806-1874)

А.Н. Муравьев
А.Н. Муравьев. Портрет кисти П. З. Захарова. 1838.

Русский духовный писатель, поэт, драматург, церковный и общественный деятель. Более чем полстолетия его сочинения были малодоступны и даже имя его начинает упоминаться в советских научных изданиях только с середины 1960-х. Детство Андрея Николаевича прошло в среде московского и петербуржского дворянства. Получив домашнее воспитание, в 1828 г. он сдает экзамены при Московском университете и по их итогам определен на службу в Коллегию иностранных дел. В этот период Муравьев пишет и свои первые поэтические произведения. П. А. Вяземский, А.И. Тургенев, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский и даже А.С. Пушкин принимают участие в его творческой судьбе. В русско- турецкую войну (1828-1829 гг.), вместе с армией, Муравьев проходит от Молдавии до Андрионаполя, а свободное время посвящает изучению иностранных языков и составляет необходимые знакомства. В путешествиях по миру проведет он свою жизнь. Несмотря на поэтическое дарование и раннюю славу многообещающего поэта, Муравьев посвятит свой талант «утверждению Православия во всей его полноте». И его многочисленные произведения — описания святых мест, история церкви и богословия проникнуты таким живым духом и глубоким размышлением, что выгодно отличались и отличаются от официальных церковных изданий. В 1830 г. писатель заканчивает работу над двухтомным изданием «Путешествие по святым местам», которое критики единодушно причислили к лучшим образцам географической литературы первой трети XIX в. Только за первые шесть лет существования книга выдержала четыре издания. В 1837 г. Муравьев был избран в члены Российской Академии за заслуги в русской словесности. В 1845 г. он совершает длительное путешествие по Европе, главной целью которого становится Рим. Из Рима Муравьев пишет к близкому другу и своему духовнику — митрополиту Московскому Филарету. Эти «Римские письма», полные впечатлений православного человека, в том числе и о католической службе, были опубликованы. Однако незамедлительно вызвали такие нападки со стороны униатов и католиков, что автор почти сразу переиздает книгу снабжая её обширным комментарием. И до сих пор это произведение можно назвать одним из лучших из путеводителей для паломника по Вечному городу. Во время своих путешествий Андрей Николаевич собрал богатую коллекцию икон и других реликвий веры, которую подарил в Румянцевский музей (ныне коллекция находится в составе ГМИИ им. Пушкина).

Подробнее см. предисловие к книге: http://rusinst.ru/docs/books/A.N.Muraviev- Puteshestvie_po_sv_mestam.pdf

Аполлон Бельведерский

Аполлон Бельведерский
Аполлон Бельведерский

 

 Гордость на лице Аполлона проявляется преимущественно в подбородке и нижней губе, гнев – в ноздрях носа, а презрение – в приоткрытие рта. В остальных чертах этого божественного лица обитают Грации и красота его ощущается нетронутой и чистой, как солнце, образом которого он является. Эти красоты, запечатлевшиеся в одном единственном нажиме руки художника, подобны образу, выраженному у Гомера одним словом; найти их может только тот кто знает. Намерением древних художников так же как их мудрецов было немногим выражать многое. В виду этого разум древних был глубоко заложен в их произведениях, тогда как в новейшие времена происходит обычно то же что происходит и у обедневших торгашей, которые выставляют напоказ весь свой товар.  Винкельманн Иоганн-Иоахим (1717–1768). История искусств древности. Малые сочинения.