Инга Ильм известна нескольким поколениям пост-советского пространства с самого детства. Актриса театра и кино, телеведущая, историк искусства и просто путешественница, знакомит читателей с Италией – страной,которая в корне изменила ее жизнь. В этой книге оживают характеры знаменитых личностей далекого прошлого, прослеживаются переплетения их судеб и каждый из трех городов открывает читателю тайну своего расцвета. Исторические факты и личные впечатления представлены в форме монологов и станут не только прекрасным дополнением к путеводителям, но подарят множество увлекательных рассказов и тем, кто вовсе не собирается в путешествие.
Когда я впервые оказалась в Риме — я в него не вышла. Так, прогулялась вдоль вокзала и... рассердилась. Первое путешествие, составленное моим дорогим художником, предполагало посещение двух городов — Флоренции и Рима. Мы прилетели в столицу ранним утром, и теперь передо мной возникла дилемма. На часах 10:00. В 14:00 начинается заселение в отель во Флоренции, до которой полтора часа на поезде. И рассчитано у нас все было по-честному: три ночи в одном городе, три ночи в другом. Но поскольку Рим уж совсем необъятный, то можно было вот сейчас выйти в него погулять. Дорога и заселение в гостиницу отнимут как минимум три часа светового дня. К шести музеи все равно закрыты. Так не лучше ли бросить сумки на вокзале и пойти сейчас в город? За три-четыре часа, не отходя от вокзала и на пятьсот метров, можно успеть многое.
«Даже непонятно, с чего начать! — воскликнул он. Мы вышли на улицу. — Вот эту церковь видишь?
Первый храм в честь Девы Марии в мире и самый большой. IV век. Там и ранние христианские мозаики и всякие поздние красоты — то самое барокко. Ты же питерская? Вот, хорошо его себе представляешь». В конце переулка, на площади, виднелась белая мощная мраморная стена, над ней царил купол — Санта Мария Маджоре. Мы еще чуть прошлись вдоль вокзала.
«А видишь в переулке? Вон там — круглая низкая башня? III век. Сейчас ресторан, а вообще-то часть терм Диоклетиана. Поэтому и вокзал называется Термини. В честь того роскошного комплекса, который устроил император для своих элитных войск — преторианцев. Термы — это же не просто бани. Это и залы для выступлений ораторов, и площадки для музыкальных состязаний, и библиотеки, и очень много другого всего...
А видишь вот эту плинфу перед тобой, ну в смысле здание построено из плинфы — формой она похожа на кирпич, только тоньше, у нее другой состав и, конечно, она изготовлена вручную. — Я посмотрела на вытянутое, невыразительное и полуразрушенное строение. — Внутри одна из интереснейших коллекций мира — Национальный музей Рима. Тот мрамор, которым плинфа была облицована, вот он там, внутри — это собрание античного искусства
А вон слева, в палаццо Массимо, вторая часть экспозиции. Скульптура. Там несколько прямо истинных шедевров и даже росписи античные сохранены — из дома Ливии. Дальше городскую площадь видишь? Площадь Республики. Это сейчас такое движение и пробки, а вообще-то это тоже один из залов терм — экседра. Ранее — место для прогулок и возможность уединенной беседы.
Там в галлерее справа, кстати, неплохой книжный, а дальше еще и планетарий тоже поместился, и еще одна такая же круглая башня, как тот ресторан, — это церковь Сан Бернардо алле Терме.
Кстати, напротив храм, где скульптура Бернини — «Экстаз святой Терезы»... Самое главное чуть не забыл — еще часть терм, просто отсюда не увидишь, за музеем и очень внушительная, она была не то чтобы даже перестроена, а приспособлена для церкви Санта Мария дельи Анджели. Микеланджело, между прочим. Базилика выходит прямо на эту площадь.
И смотри сюда! — Я оглянулась. — Это стена древнего города. Еще до нашей эры она его защищала. Вот именно здесь он и кончался. А на месте вокзала потом была вилла с гигантским парком одного знаменитого кардинала, и ее аллеи украшали статуи Бернини, которые сейчас в коллекции музея Виктории и Альберта в Лондоне... Ладно, пойду разберусь с билетами...»
Так я осталась наедине с Римом впервые. И ведь только в последнее время я перестала испытывать особый трепет перед ним. Впрочем, не совсем так. Я про него думаю, как про живое существо, и как могу для него стараюсь. Показываю друзьям, бесконечно диктую всем, кто спрашивает, и просто на улице любопытствует — и про вкусные заведения, и про хорошие отели, и про самую короткую дорогу от точки А в точку В или про самую красивую, да и сама – просто люблю, бесконечно кружу по его улицам, не переставая удивляться. Он бесконечно радует, он неисчерпаем...
Уважаемые гости нашего сайта, Вы можете приобрести книгу "Моя Италия" прямо сейчас. Для этого просто перейдите по кнопке "Купить книгу" на сайт "Литрес" - оформите заказ и оплатите его.
Инга Ильм – советская и российская актриса театра и кино, телеведущая, историк искусства. Окончила школу-студию МХАТ. Служила в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина. В 2001 году оставила первую профессию и возглавила собственный издательский дом. Училась на отделении теории и истории искусств исторического факультета МГУ. На протяжении лет – научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва. Автор научно-популярной литературы посвященной истории и искусству. В 2018 году удостоена премии «Бродский на Искье» (учреждена при поддержке Министерства культуры и туризма Италии), за вклад в развитие отношений между странами.